Україна, м. Дніпро,

вул. Старокозацька  52, офіс267


ukr.nuts2008@gmail.com
ukr.gardens.nuts@gmail.com

.



 

    ДВА ГРОША – КУЧА ХОРОША, или 290 МИЛЛИОНОВ ДЛЯ САДОВОДОВ

     

              Вчера вечером Приказ № 2513 «Про розподіл коштів, які використовуються на фінансову підтримку розвитку садівництва, виноградарства та хмелярства за напрямами в розрізі кожного суб’єкта господарювання» подписанный Министром Минэкономики 2 декабря был направлен в структурные подразделения АПК облгосадминистраций

              На этом, пожалуй, хорошие новости заканчиваются.

         Самая главная неприятная новость заключается в том, что из столь скудного бюджета 2020 года, выделенного на развитие садоводства в общей сумме 400 млн. гривен, почти треть садоводческих денег, а если быть точным 27,5%, что составляет 109,962 млн. гривен будут недополучены садоводами!!! Именно эта сумма – почти 110 миллионов гривен экономии по данной бюджетной Программе в этом году!!! Впервые за последние три года горе-новость - почти треть садоводческих денег не была распределена!

    В чём причина?

            Конечно, сейчас нам чиновники скажут – не поступили заявки от садоводов. От этого мне просто становится грустно и смешно – загляните в любой сад и поговорите с садоводами. Неужели у них нет финансовых проблем?! – абсурд, их в практически в каждом саду - масса. Поэтому - по сути «не поступили заявки от садоводов» это только бюрократическая отговорка. Образно говоря, это ведь только видимая часть АЙСБЕРГА, на которую наткнулся всем известный «ТИТАНИК»…

           А теперь давайте попробуем проанализировать, что в действительности произошло. Понятно, что потерянных в этом году 110 миллионов для развития отечественного садоводства уже не вернуть.

        Однако, впереди следующий бюджетный год – давайте проанализируем, чтобы не наступать вновь на «грабли» в следующем году.

          В начале текущего года при формировании Порядка распределения бюджетных средств, все отраслевые садоводческие ассоциации, в один голос, говорили, что наиболее удобным для садоводов, но требуемым усовершенствования в дальнейшем, был Порядок распределения бюджетных средств, успешно работавший в течении 2018-2019 годов.

        Дважды в год Комиссией  Министерства  подводились итоги работы бюджетной Программы – по итогам весенней посадки садов и по итогам основной - осенней посадки. Дважды в год, в августе и в декабре садоводы имели возможность получать компенсационные средства для дальнейшего развития. И при этом, полностью, до 31 декабря закрывался бюджетный год и затраты по работе в садах за год.

             Механизм государственной поддержки садоводства работал, и садоводы, поднимая новогодние бокалы, могли реально ощутить ежегодную помощь государства.

          Да, были технические шероховатости в этой Программе, но вполне решаемые при дальнейшем совершенствовании работы Программы поддержки садоводства.

            Что же получилось при формировании Порядка на этот год?

          ОГРОМНОЕ ЦУНАМИ РЕФОРМАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ новоиспечённого Минэкономики, объединённого из трёх ранее действовавших министерств, полностью захлестнуло голоса профессиональных отраслевых ассоциаций.

             Прямо, как в поговорке– «Слiпuй казав - побачимо, а глухий сказав – почуемо».

          Более двадцати раз в он-лайн режиме обсуждали этот вопрос чиновники и ассоциации. И в результате был принят Порядок распределения средств поддержки садоводства, полностью исключивший стоимость посадочного материала, закупленного садоводами ещё прошлой осенью для весенней посадки (ранее это было возможно), но и вдобавок полностью исключивший самую большую осеннюю (в октябре-ноябре) посадку садов, перенеся осенние затраты садоводов в бюджет следующего 2021 года.

          Сегодня мы видим, что только в понедельник 7 декабря в областях только получат Приказ Минэкономики, но это абсолютно не факт, что на следующей неделе, казначейство, работающее ныне в ручном режиме, выделит ныне распределённые 290 млн. гривен и перечислит садоводам. И снова, как ранее, садоводы получат (будем надеяться) компенсационные средства под Новый год.

         И что бы произошло, если бы голос ассоциаций был всё-таки услышан. Ведь можно было, не выискивая новых реформаторских подходов, принять Порядок, предложенный ассоциациями – дать возможность садоводам в течении ноября досадить сады, и, как в прошлые года, сдать к 1 декабря документы, включающие осеннюю посадку садов. В понедельник, 7 декабря провести заседание комиссии и сразу, без недельной раскачки, подписать Приказ у Министра – ведь шаблон Приказов уже есть.

              Ведь успевали в прошлые года и итоги за весь год подвести и деньги до Нового года получить. Тяжело было, не спорю, но  получалось. Механизм государственной поддержки садоводов сбоев не давал.

           Кроме этого, вторая плохая новость. Верстая в Минэкономики в попыхах состав Комиссии – «забыли» включить в состав Комиссий отраслевые садоводческие ассоциации.

        Мало того, только после письменного обращения непосредственно к Министру Минэкономики 4-х отраслевых ассоциаций: Украинской корпорации «Укрвинпром», ассоциации «Укрсадпром», Ягодной ассоциации, Украинской ореховой ассоциации, представителей ассоциаций в виде совещательного голоса допустили к рассмотрению документов, но уже только в день заседания Комиссии!!! – 24 ноября.

        В результате невозможности ранее получить доступ к документам, присланными своевременно садоводами в министерство, ввиду невозможности садоводам и ассоциациям ознакомиться с выводами областных комиссий, которые допустили в своих выводах нарушения, целый ряд садоводческих предприятий был исключён из списка предприятий, получаемых бюджетную компенсацию.

          Кроме этого, Комиссией по формальным признакам были не приняты документы садоводческих предприятий, из-за неточностей в толковании перечня необходимых документов. Украинская ореховая ассоциация уже в ходе заседания комиссии указывала на недопустимость отстранения данных предприятий от рассмотрения получения бюджетной компенсации. Однако, совещательный голос ассоциаций, присутствовавших на заседании Комиссии, не учитывался при голосовании.

         Результат реформаторской деятельности внедрённых садоводческих «НОВАЦИЙ» налицо – почти треть бюджетной Программы поддержки садоводства в этом году напрочь потеряны для садоводов.

           А будет ли увеличен бюджет садоводческой Программы на следующий бюджетный год, ведь в нём, по новому Порядку, необходимо учесть затраты садоводов на осеннюю посадку нынешнего года??? Об этом мы скоро узнаем при принятии Бюджета-2021.

       И приняв новый бюджет-2021, будет вновь формироваться Порядок его использования. Остаётся надеяться, что профессионализм отраслевых ассоциаций будет учтён.

     

    Президент Украинской ореховой ассоциации Г.Юдин

    05.12.2020г.

    Согласно Приказа Министра на финансовую поддержку развития садоводства в 2020 году направляется 290,038 млн. грн.

    Начну с хорошего – 206 садоводческих субъектов хозяйствования разной формы собственности (ФОП, ФХ, агропредприятия) должны получить до конца этого года 290 млн. грн.

    Впервые за время возобновления работы бюджетной Программы поддержки садоводства с 2018 года была расширена линейка направлений компенсации садоводам, предусмотренная базовым постановлением Кабинета Министров № 587 от 15.07.2005г. (с изменениями).

        Благодаря этому, 75 садоводов-фермеров, агропредприятий должны получить 34,566 млн. грн. компенсации за строительство шпалер и за установку системы капельного орошения. Чрезвычайно важно, что в условиях изменения климата, уменьшения количества осадков и других природных катаклизмов, сопровождаемых всемирное потепление, садоводы в этом году смогут компенсировать 30 % собственных затрат на орошение 1371,5 гектаров садов.

        К положительным итогам нынешней Программы поддержки садоводства также можно отнести то, что было законодательно реализовано предложение Украинской ореховой ассоциации по расширению перечня техники и оборудования для обработки садов орехоплодных культур. В целом на компенсацию закупленной техники и оборудования для садоводов выделено 12,2% бюджетных средств – 35,2 млн. грн.